ОСОБЕННОСТИ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИВ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ РОССИИ

Комментариев нет

ОСОБЕННОСТИ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ РОССИИ А.В. ИВАНИСОВ

P.S. Эта статья взята из правовой системы Консультант +

Иванисов Алексей Владимирович, соискатель Ставропольского государственного университета.

Основная опасность коррупции как антигосударственного и общественно опасного явления заключается в ее разрушительном воздействии на основы государственного устройства и конституционные основы правового регулирования жизни общества. По данным одного исследования, проведенного в 1999 г., для студентов-юристов среди правовых профессий самой непривлекательной являлась профессия госавтоинспектора, так как традиционно считается, что представители службы безопасности дорожного движения обогащаются за счет населения — на поприще «контроля за соблюдением правил дорожного движения» [4]. В настоящее время ситуация нисколько не изменилась, проведенный нами опрос указал, что 80% участников дорожного движения убеждены в том, что сотрудники ГИБДД являются «взяточниками».

Коррупция в Госавтоинспекции — это явление, заключающееся в противоправном использовании сотрудниками указанной службы своего служебного положения и вытекающих из него возможностей для получения от физических и юридических лиц материальных и иных благ. Полагаем возможным выделить следующие коррупционные преступления сотрудников ГИБДД (в зависимости от характера исполняемых ими служебных обязанностей): 1) в процессе исполнения административного либо уголовного законодательства РФ; 2) в процессе исполнения контрольных функций, возложенных на Госавтоинспекцию в области обеспечения безопасности дорожного движения, предоставления прав, выдачи разрешений и согласований (такие преступления характерны для службы технического надзора, надзора за состоянием улично-дорожной сети и регистрационно-экзаменационных подразделений); 3) в процессе исполнения функций по руководству тем или иным подразделением ГИБДД.

Коррупционные преступления в процессе исполнения административного либо уголовного законодательства РФ в значительной мере, как показали опросы, известны большинству наших сограждан. Механизм их совершения достаточно прост и в большинстве случаев одинаков.

Например, 17 марта 2009 г. вступил в силу приговор суда города Элисты в отношении инспектора дорожно-патрульной службы П., который 10 сентября 2008 г., находясь на службе совместно с инспектором дорожно-патрульной службы Н., в г. Элисте остановил автомобиль «Ниссан-Премьера» и при проверке документов обнаружил, что водитель находится в нетрезвом состоянии. Вместо того чтобы изъять водительское удостоверение и выполнить установленные в таких случаях законом действия, инспектор П. предложил передать ему шесть тысяч рублей, пообещав отказаться от выполнения своих должностных обязанностей по привлечению к административной ответственности. Спустя день инспектор получил эти деньги и был задержан с поличным (см.: Российская газета (Неделя). 2009. 19 марта).

Мотив совершения коррупционных преступлений у сотрудников ГИБДД зачастую сформирован заранее и при возникновении удобной ситуации решение о совершении коррупционного преступления принимается незамедлительно. Процесс его исполнения происходит в трех основных вариантах: а) обоюдовыгодная двусторонняя сделка; б) вымогательство сотрудником взятки, дополнительного вознаграждения; в) инициативный, активный подкуп служащих, в том числе с психическим и иным воздействием на них [1, с. 709]. К особенностям этих преступлений относится то, что они характерны для дорожно-патрульной службы, службы розыска угнанного и похищенного автомототранспорта, водителей, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий, государственного надзора за состоянием улично-дорожной сети, службы исполнения административного законодательства. 95% таких преступлений совершаются в процессе несения службы и зачастую при выполнении обязанностей по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения. К другой особенности относится то, что такие преступления в своем большинстве совершаются в группе и зачастую подпадают под понятие множественности.

Одним из результатов коррупционного поведения сотрудников вышеуказанных служб является то, что наше государство находится на третьем месте по объему дорожно-транспортных происшествий после стран Азии и Африки, имеет тысячи погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях, возникших в результате нарушения правил дорожного движения, и все это — от благодушного отношения к взяткам.

В процессе исполнения контрольных функций, возложенных на Госавтоинспекцию в области обеспечения безопасности дорожного движения, предоставления прав, выдачи разрешений и согласований, коррупционные преступления значительно отличаются от остальных преступлений рассматриваемой категории. Указанные преступления характерны для службы технического надзора, надзора за состоянием улично-дорожной сети и регистрационно-экзаменационных подразделений. К основной их особенности следует отнести высокую степень латентности, причиной которой является то, что указанные преступления тщательно планируются, совершаются скрытно и после их совершения не остается следов. К другой причине следует отнести то обстоятельство, что сотрудники государственного технического надзора ГИБДД неплохо «защищены» от надзирающих органов. Прежде всего, это связано с наличием почти у каждого такого сотрудника «опекунов» и значительных материальных возможностей. Так, в г. Ставрополе ежегодно проходит технический осмотр около 60 тыс. единиц транспортных средств, из которых примерно одну четвертую часть составляет транспорт, предназначенный для перевозки грузов, людей, выполнения технических работ и т.д.

Исходя из информации, содержащейся в заявлениях граждан на неправомерные действия сотрудников ГИБДД, и результатов опросов владельцев транспортных средств, размер взятки за беспрепятственное прохождение технического осмотра неисправного легкового транспортного средства составляет 1000 руб., автомобилей, предназначенных для перевозки пассажиров — около 3000 руб. Следовательно, если хотя бы 1% транспортных средств (к примеру, 400 легковых и 200 автобусов) пройдет технический осмотр за указанные материальные вознаграждения, доход инспекторов технического надзора составит около 1 млн. руб. в год. Это при самых скромных подсчетах, так как к материальным вознаграждениям от юридических лиц предъявляются иные «требования».

Например, 15 марта 2005 г. Буденновский городской суд Ставропольского края вынес обвинительный приговор в отношении госинспекторов технического надзора ОГИБДД Буденновского ГРОВД Г. и Н. Они обвинялись в совершении преступлений, предусмотренных ст. 285 УК РФ. Указанные сотрудники, злоупотребляя своими должностными полномочиями, создали препятствия при прохождении государственного технического осмотра транспортными средствами ЗАО СХП «Русь», СПК «Прикумский», ЗАО «Толстово-Васюковское», ОАО «Буденновскмолпродукт» и не допустили к эксплуатации автотранспорт указанных предприятий. Как условие прохождения техосмотра с ЗАО «Русь» потребовали 100 тыс. тонн пшеницы стоимостью 150 тыс. руб., с СПК «Прикумский» — 100 тыс. руб., с ОАО «Буденновскмолпродукт» — 108 тыс. руб., с ЗАО «Толстово-Васюковское» — 234 тыс. руб. После передачи указанных вознаграждений все транспортные средства этих предприятий без предоставления их для технического осмотра получили талоны о его прохождении. Еще одной особенностью таких преступлений следует считать тот факт, что они совершаются только через посредника либо через знакомых лиц.

Опасность указанных коррупционных преступлений заключается в том, что после таких манипуляций на дорогу выезжают технически неисправные транспортные средства, у которых впоследствии отрываются прицепы, отказывают тормозные системы, выходят из строя рулевые управления, взрываются установленные в салонах автобусов газовые баллоны и т.д. Как итог — огромное количество человеческих жертв и материальных затрат.

Аналогично негативно складывается обстановка и в дорожной инспекции и организации движения ГИБДД. Сотрудниками этой службы коррупционные преступления совершаются, как правило, при исполнении контрольных функций за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов в части обеспечения безопасности дорожного движения и при осуществлении различного рода согласований. В результате коррумпированности указанной службы наше общество имеет построенные с нарушением норм строительства дороги, а впоследствии — их некачественный ремонт и содержание. Как следствие этого — разбитые тяжеловесными грузовиками дороги, постоянно перекопанные дороги, автозаправочные станции в нескольких метрах от жилых домов в наших городах и т.д.

Наиболее остро проблема коррупционных преступлений стоит в регистрационно-экзаменационных подразделениях. Механизм совершения коррупционных преступлений их сотрудниками зачастую намного сложнее, чем в других подразделениях ГИБДД. Кроме обоюдовыгодной сделки с получением взятки, вымогательства взятки, сотрудники указанных подразделений выстраивают целые схемы действий с использованием своего служебного положения в целях получения выгоды. Совершение высокоорганизованных, тщательно спланированных и скрытых коррупционных преступлений имеет место при проведении манипуляций в сфере регистрации транспорта. К числу основных преступлений подобного рода относится «легализация» похищенного автотранспорта.

К примеру, в 2007 г. Советский районный суд г. Краснодара приговорил к двум годам лишения свободы инспектора по розыску автотранспорта межрайонного отдела технического осмотра и регистрации краевой Госавтоинспекции И. за незаконную регистрацию 18 автомобилей иностранного производства. В ходе разбирательства по данному уголовному делу указанный сотрудник, действуя с двумя соучастниками, подбирал по автоматизированной базе данных утилизированные автомобили иностранного производства. После предлагал владельцам утилизированного транспортного средства восстановить его регистрацию с оформлением на него за материальное вознаграждение в размере от 7 до 15 тыс. руб. Указанные действия И. осуществлял с целью получения легальных документов, под прикрытием которых в дальнейшем использовались угнанные автомобили с измененными номерными обозначениями узлов и агрегатов.

И эта схема — одна из многих, по которым легализуются похищенные транспортные средства.

В сфере допуска водителей к участию в дорожном движении коррупционные преступления не такие изощренные, как при регистрации транспортных средств. В своем большинстве здесь преобладает дача взятки и ее вымогательство. Суть их заключается в том, что сотрудники принимают денежные вознаграждения от граждан, осознающих, что самостоятельно не смогут сдать экзамены по правилам дорожного движения и вождения транспортных средств. Или вымогают денежные вознаграждения с тех, кто пытается сдать указанные экзамены самостоятельно. В результате коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками РЭО, наше общество имеет огромное количество краж транспортных средств, недовольство граждан и тот хаос в области дорожного движения, огромную долю которого создают выпускники автошкол. Причем государственный аппарат сам признает такое положение дел, озвучивая в Государственном докладе «О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации» основную причину аварийности в стране — низкий уровень подготовки водителей, по вине которых совершается до 80% дорожно-транспортных происшествий.

Категорию руководителей-коррупционеров в ГИБДД хотелось бы отметить особо. Прежде всего потому, что они ответственны за все процессы, происходящие в подчиненных подразделениях. Ни один здравомыслящий человек не поверит в то, что руководители ГИБДД не знают о коррумпированных подчиненных сотрудниках, о том, каким образом они получают взятки, дают взятки, злоупотребляют своим служебным положением, полномочиями в целях получения материальных вознаграждений и т.д. Однако до сих пор ни один руководитель ГИБДД Южного федерального округа не понес наказания или был уволен из ОВД по причине выявления коррупционера в его подразделении, и это не случайно. При оценке ситуации, сложившейся при назначении на должности руководителей подразделений ГИБДД, возникает ощущение, что наше общество живет еще в IX — X вв., когда существовал институт «кормления» [3, с. 205]. В настоящее время коррупционная деятельность руководителей ГИБДД организовывается зачастую так, чтобы немалая доля полученных подчиненными сотрудниками незаконных материальных вознаграждений поступала к ним. То, что такие схемы существуют, известно, в том числе и высшим эшелонам власти.

К примеру, заместитель председателя Комитета по безопасности, член Координационной рабочей группы Госдумы РФ по совершенствованию законодательства в сфере безопасности Г.В. Гудков открыто заявил, что сотрудники ГИБДД с полученных взяток себе оставляют 60%, а 40% отдают начальству . При получении экспертных оценок от сотрудников ГИБДД удалось выяснить примерный механизм коррупционных действий, направленных на извлечение прибыли — руководители назначают на «прибыльные» должности «своих» людей. Зачастую это родственники, близкие друзья или люди, показавшие личную преданность руководству. После через указанных людей получают прибыли от сотрудников разных служб ГИБДД. Неугодных сотрудников, отказавшихся платить, различными способами выживают или увольняют из подразделения. Яркий тому пример, когда в 2007 г. в Ставропольском крае расформировали и уволили всех сотрудников КПМ на 270 километре федеральной автодороги «Кавказ» за то, что они отказались платить и написали жалобу на своих руководителей, вымогающих с них взятки.

Такие случаи не единичны: в коллективном письме начальнику ДОБДД МВД России сотрудники ОР ДПС ГИБДД ГУВД по Ставропольскому краю (г. Буденновск) в 2008 г. прямо указали, какие суммы, за что и кто из руководителей их подразделения получает, а именно: получение материальных вознаграждений за устройство на работу — от 90 до 180 тыс. руб.; за получение очередного воинского звания — от 10 до 40 тыс. руб.; за непривлечение к дисциплинарной ответственности в случае допущения нарушений и упущений в работе — от 10 до 20 тыс. руб.; продление срока службы — 20 тыс. руб.; для получения служебного транспорта — от 10 до 15 тыс. руб.; вымогательство денежных вознаграждений после дежурства с экипажа в зависимости от маршрута патрулирования — от 4 до 5 тыс. руб.

В подтверждение сказанному сотрудниками прокуратуры Буденновского района Ставропольского края 27 марта 2008 г. задержан по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, командир взвода указанного подразделения П. В ходе осмотра места происшествия сотрудники прокуратуры обнаружили в автомобиле командира блокнот, в котором содержалась информация о суммах, которые он собирал с подчиненных инспекторов ДПС, с указанием размеров выплат, должников и размеров долгов (уголовное дело N 27027, возбуждено межрайонным следственным комитетом Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Ставропольского края).

Кроме того, для руководителей ГИБДД характерны коррупционные злоупотребления своим должностным положением.

Например, согласно материалам уголовного дела N 10040, возбужденного 6 августа 2007 г. Апанасенковской районной прокуратурой Ставропольского края, начальник ОГИБДД К. дал заведомо незаконный приказ своему подчиненному государственному инспектору технического надзора К. выдать талоны технического осмотра на транспортные средства, не предоставленные для прохождения предусмотренной законодательством процедуры технического осмотра автомобиля. Впоследствии техническое состояние транспортных средств, на которые по приказу К. были выданы талоны технического осмотра, признано не соответствующим установленным правилам.

К подобным преступлениям следует отнести команды руководителей своим подчиненным об освобождении от административной ответственности своих знакомых, родственников и т.д. Немалую озабоченность вызывает реализация руководством ГИБДД удостоверений «членов общественных советов ГИБДД», «внештатных сотрудников ГИБДД». Эти удостоверения — своего рода иммунитет на год, когда любой гражданин за 30 — 50 тыс. руб. может стать внештатным сотрудником ГИБДД и в течение года передвигаться на своем транспортном средстве, нарушая все мыслимые и немыслимые правила дорожного движения, не опасаясь быть привлеченным к административной ответственности сотрудниками ГИБДД. Иными словами, граждане оплачивают возможные правонарушения на год вперед. К сведению: таких удостоверений в Ставропольском крае выдается около двух тысяч в год.

В заключение хотелось бы остановиться на контрольно-профилактической службе (КПО) ГИБДД, сотрудники которой, призванные укреплять дисциплину и законность среди сотрудников Госавтоинспекции, сами подвержены коррупционным преступлениям.

К примеру, в ходе расследования уголовного дела, возбужденного сотрудниками прокуратуры Ставропольского края по признакам преступления, предусмотренного ст. ст. 171, 158, 290 УК РФ в отношении гр. Ц., который занимался незаконной перевозкой и реализацией спиртосодержащих продуктов на территории Ставропольского края, Астраханской и Ростовской области, установлено, что перевозку спирта ему помогали осуществлять, пользуясь своим служебным положением, сотрудники КПО УГИБДД ГУВД по Ставропольскому краю О., А., В., К. За сопровождение спирта гр. Ц. выплачивал им материальное вознаграждение в размере 150 тыс. руб. До настоящего момента из указанных сотрудников из органов внутренних дел уволен только К., остальные продолжают служить [5].

Оценивая сказанное, можно сделать вывод о том, что госавтоинспекция Южного федерального округа насквозь коррумпирована, начиная с рядового инспектора и оканчивая руководством. А надзирающие органы, непосредственно призванные следить за соблюдением дисциплины и законности в Госавтоинспекции (имеется в виду КПО), не способны реально повлиять на сложившуюся негативную ситуацию, так как сами поражены тем же недугом.


Fatal error: Allowed memory size of 536870912 bytes exhausted (tried to allocate 24828896 bytes) in /home/p507070/www/qqdps.ru/wp-includes/wp-db.php on line 2794