ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ДПС С УЧАСТНИКАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Комментариев нет

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГИБДД С УЧАСТНИКАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ А.В. ГАЙНУЛЛИНА

P.S. Статья взята из правовой системы Консультант +

Несмотря на требования Приказа, регламентирующего деятельность сотрудников ГИБДД, признающего одним из основных направлений деятельности органов внутренних дел «повышение уровня защищенности граждан от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, укрепление доверия со стороны участников дорожного движения к сотрудникам ГИБДД», на практике по-прежнему преобладающей является административно-надзорная деятельность по выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений.

Усиление административно-надзорной функции зачастую является ответной реакций на возрастание количества дорожно-транспортных происшествий и рассматривается во многих подразделениях ДПС как необходимая предупредительная мера.

Порядок взаимоотношений сотрудников ДПС с участниками дорожного движения нормативно закреплен в основном Приказе, регламентирующем деятельность сотрудников ДПС, где указывается, что «взаимоотношения сотрудников ДПС с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам» .

Занимаясь проблемами взаимоотношений сотрудников ДПС с участниками дорожного движения, Е.А. Козловская отмечала: «Инспектору следует знать, что участники дорожного движения не всегда нарушают установленные правила умышленно. Нарушения могут быть совершены по неосторожности или неопытности. Нельзя преувеличивать или преуменьшать опасность того или иного действия участника дорожного движения и тем более подходить ко всем с общей меркой. Каждое правонарушение имеет свои особенности, а действия правонарушителей — индивидуальны» . В то же время, рассуждая о равенстве всех перед законом независимо от социального статуса, она предупреждала, что изменять меру административного воздействия за совершенное правонарушение нельзя и руководствуясь личными чувствами.

Немало ценных советов, касающихся специфики взаимоотношений с участниками дорожного движения, которые до сих пор не утратили свою актуальность, содержалось и в методических рекомендациях Всесоюзного научно-исследовательского института МВД СССР: «Колебания при выборе меры административного воздействия, ее последующее смягчение или ужесточение недопустимы. Они снижают авторитет и воспитательное значение правовой нормы. Инспектор обязан быть сдержанным, твердым и справедливым в своих решениях» .

Раскрывая сложность профилактической деятельности по безопасности дорожного движения, И.К. Шахриманьян отмечает, что «правонарушения в дорожном движении, в отличие от всех иных нарушений общественного порядка, не встречают всеобщего осуждения, а соблюдение правил дорожного движения не имеет общепризнанного высокого статуса в шкале моральных ценностей» .

Б.В. Россинский относит «недостаточный интеллектуальный, образовательный и моральный уровень сотрудников ДПС; неумение строить законные и доброжелательные взаимоотношения с участниками дорожного движения» к одной из объективных причин, затрудняющих осуществление должного надзора за соблюдением правил дорожного движения.

В Концепции Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2005 г., одними из основных направлений программных мероприятий признаются повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, реализация которых потребует от сотрудников ДПС ГИБДД умений и навыков грамотного и доходчивого объяснения гражданам существа допущенного ими правонарушения, эффективного убеждения водителей в необходимости соблюдения правил дорожного движения (по данным, изложенным в вышеуказанной Концепции, свыше трех четвертей всех дорожно-транспортных происшествий связаны с нарушением правил дорожного движения водителями транспортных средств).

В данном исследовании нас интересовала прежде всего практика взаимодействий сотрудников ДПС с участниками дорожного движения в ситуации наложения административного взыскания.

В психологическом словаре взаимодействие в широком смысле характеризуется как «процесс непосредственного и опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимообусловленность и связь».

Традиционно различают две основные стратегии взаимодействия: это известная дихотомическая схема «кооперация-конкуренция», иногда эту дихотомию обозначают другими терминами, например рассматривают как согласие и конфликт, приспособление и оппозиция, ассоциация и диссоциация.

Так как взаимодействие имеет под собой действенную природу воздействия либо понимается как система взаимовоздействий, необходимо рассмотреть именно данную категорию. С психологической точки зрения под воздействием подразумевается «целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому». Данное определение входит в рамки так называемого информационного подхода, оно не затрагивает изменений таких характеристик взаимодействующих субъектов, как потребности, установки, модели поведения и т.д.

Более действенным и отражающим характер психологического воздействия сотрудников правоохранительных органов на граждан является, по нашему мнению, определение категории «воздействие», данное В.Г. Пушковым. Под воздействием в следственной деятельности он понимает «осуществляемую в общественных интересах активную деятельность лиц, расследующих преступления, направленную на изменение параметров психики, определяющих позиции, деятельность и поведение противодействующих им участников уголовного процесса в целях установления истины, объективного, всестороннего и полного расследования преступлений».

Учитывая вышеизложенное определение, полагаем, что под психологическим воздействием следует понимать деятельность сотрудника ДПС, направленную на изменение определенных сфер психики участников дорожного движения (мотивационных, познавательных, поведенческих) с целью повышения как правосознания и правовой осведомленности, так и непоколебимой устойчивости к постоянно возникающим соблазнам нарушения правил дорожного движения, желания активно содействовать друг другу в деле укрепления безопасности дорожного движения. Высшая форма взаимодействия — общение всегда предполагает воздействие двух субъектов друг на друга, когда участник дорожного движения должен рассматриваться не просто как пассивный объект воздействия сотрудника ДПС, а субъект воздействия. «Субъекты характеризуются наличием сознания и целенаправленной активности. В частности, отражение в сознании субъектов процесса взаимодействия позволяет им целенаправленно регулировать характер этого взаимодействия».

Если охарактеризовать наиболее приемлемую из трех существующих стратегий воздействия (императивную, манипулятивную и развивающую), способствующую укреплению доверия со стороны участников дорожного движения, то наиболее приемлемой является развивающая, основанная именно на «субъект-субъектном» подходе, в которой «психика каждого человека находится в постоянном диалоговом взаимодействии с психологией других людей и групп», ведь «основным психологическим критерием установления отношения доверия к другому выступает ориентация на взаимность».

По исследованиям, проведенным Л.Н. Костиной, 56,1 процента опрошенных сотрудников ДПС ГИБДД отметили, что для совершенствования профессионального общения им прежде всего необходимо умение оказывать правомерное психологическое воздействие на граждан.

В нашем исследовании приняли участие 115 инспекторов ДПС ГИБДД, включая сотрудников городского и республиканского полков ДПС ГИБДД МВД Республики Башкортостан. Из них со стажем работы в ГИБДД: до одного года — 15,6 процента; с одного года до трех лет — 18,3 процента; с трех до пяти лет — 23,5 процента; с пяти до десяти лет — 30,4 процента; свыше десяти лет — 12,2 процента. Также были опрошены 223 водителя автотранспортных предприятий городов Уфы и Стерлитамака Республики Башкортостан.

По результатам проведенного нами опроса 64,3 процента сотрудников ДПС считают, что владение эффективными методами психологического воздействия на граждан особенно необходимо им при составлении административных материалов на участников дорожного движения, при этом под понятием психологического воздействия инспектора ДПС на участника дорожного движения сотрудниками понимаются:

— воздействие на правосознание участника дорожного движения (объяснение сути допущенного нарушения ПДД — 42,6 процента; умение убеждать в совершении правонарушения — 7,8 процента; внушение — 5,2 процента; умение заставить водителя задуматься о совершенном правонарушении — 6,9 процента);

— установление психологического контакта, доверительных отношений, проявление внимания к водителю — 30,4 процента;

— удерживание доминирующей позиции — 5,2 процента;

— манипулирование сознанием граждан — 1,7 процента.

При оказании психологического воздействия на граждан инспекторов ДПС интересует прежде всего:

— социальный статус — 17,4 процента;

— особенности характера — 17,4 процента;

— настроение — 15,6 процента;

— биографические данные — 13 процентов;

— особенности психики — 13 процентов;

— уровень знаний ПДД — 4,3 процента;

— психологическое состояние — 3,4 процента;

— уровень общительности — 3,4 процента;

— восприимчивость — 3,4 процента;

— уровень законопослушности — 6,1 процента;

— национальная принадлежность — 1,8 процента;

— водительский стаж — 1,8 процента.

Наиболее эффективными методами воздействия для повышения правосознания участников дорожного движения считаются следующие:

— ужесточение административных санкций (изъятие водительского удостоверения, введение балльной системы, неотвратимость наказания) — 66,9 процента;

— убеждение, предупреждение, профилактическая беседа, пропагандистская деятельность — 26,1 процента;

— доверительное общение — 4,3 процента;

— применение технических устройств — 2,6 процента.

В свою очередь, опрос водителей автотранспортных предприятий показал, что наиболее эффективными методами совершенствования дорожно-транспортной дисциплины являются:

— методы преимущественно профилактического воздействия — 69,5 процента;

— методы административного воздействия (чем жестче меры, тем эффективнее результаты) — 30,5 процента.

Участники дорожного движения, по мнению сотрудников ДПС, при наложении административного взыскания чаще всего применяют следующие методы воздействия на них:

угрозы — 49,6 процента; агрессия — 8,7 процента; грубость — 2,6 процента; повышение тона — 4,3 процента; вовлечение пассажиров — 1,7 процента; обман, лесть — 1,7 процента; оказание давления с помощью высокопоставленных лиц — 12,2 процента; стремление разжалобить, снизить административные санкции — 17,4 процента; демонстрация высокого знания ПДД — 1,7 процента.

Сами опрошенные граждане отмечают следующие методы, используемые ими для смягчения мер административного воздействия:

— согласие с допущенным нарушением, заверение о недопущении их в дальнейшем — 73,5 процента;

— стремление поразить инспектора ДПС высокой юридической грамотностью — 11,2 процента;

— ссылка на высокопоставленных лиц — 4,06 процента;

— попытка дать взятку — 4,06 процента;

— занятие агрессивной позиции, стремление доминировать — 2,69 процента;

— стремление разжалобить — 2,24 процента;

— спор, отстаивание своей невиновности — 1,79 процента.

На вопрос: «Как Вы пытаетесь противостоять некоторым методам психологического воздействия со стороны водителей?» 82,6 процента сотрудников ДПС ответили следующим образом:

— проявлением спокойствия, игнорированием — 63,1 процента;

— более тщательным объяснением ПДД, убеждением, проф. беседой — 11,5 процента;

— вежливым обращением — 4,2 процента;

— вступлением в спор — 4,2 процента;

— избеганием конфликта — 1,1 процента;

— манипулированием — 2,1 процента;

— внимательным выслушиванием — 4,2 процента;

— информированием о телефоне доверия — 1,1 процента;

— предъявлением доказательств, привлечением свидетелей, грамотным составлением административного материала — 5,2 процента;

— приведением примеров ДТП с последствиями — 2,1 процента;

— стремление успокоить водителя — 1,1 процента.

Анализируя уровень своего правосознания, опрошенные граждане отметили:

— стараются ездить «по правилам…», а если нарушают, то очень редко, по невнимательности (65,5 процента);

— нарушают, так как нарушают другие водители (15,6 процента);

— нарушают, когда нет рядом постов ДПС (11,2 процента);

— нарушают правила дорожного движения намеренно, так как «не привыкли медленно ездить» (6,7 процента);

— бывает, управляют автотранспортом в нетрезвом состоянии (0,9 процента).

Участники дорожного движения осознают, что одними из основных факторов, влияющих на аварийность на автодорогах, является соблюдение дорожно-транспортной дисциплины (соблюдение водителями скоростного режима, соответствующего конкретным условиям (56,5 процента); правил обгона (48,88 процента); очередности проезда перекрестков (33,18 процента)). Отмечается и влияние на аварийность и таких факторов, как состояние автодорог (65,9 процента), а также надлежащий контроль за техническим состоянием транспортных средств (35,87 процента).

В целях повышения безопасности дорожного движения гражданами рассматриваются прежде всего такие факторы, как: неукоснительное соблюдение правил дорожного движения, ужесточение мер воздействия к правонарушителям, улучшение состояния дорог, соблюдение скоростного режима, усовершенствование системы подготовки водителей, уважительное отношение сотрудников ДПС по отношению к водителям.

Сотрудниками ДПС были отмечены следующие качества участников дорожного движения, способствующие эффективному воздействию на их правосознание (ответило 74,8 процента):

— совестливость — 29,1 процента;

— высокий уровень знаний ПДД — 13,9 процента;

— внушаемость — 12,79 процента;

— восприимчивость — 4,65 процента;

— уважение к ГИБДД — 4,65 процента;

— низкий уровень знаний ПДД — 6,98 процента;

— общительность — 4,65 процента;

— высокий интеллектуальный уровень — 3,49 процента;

— уступчивость — 3,49 процента;

— терпеливость — 6,98 процента;

— неуверенность в себе — 4,65 процента;

— гибкость — 2,04 процента;

— эрудированность — 2,04 процента.

По мнению опрошенных инспекторов ДПС, для успешного воздействия на граждан сотрудник ДПС должен обладать следующими профессионально-психологическими качествами:

— высокий уровень знаний нормативных документов — 30,4 процента;

— высокий уровень коммуникативных навыков: общительность, умение убеждать, расположить к себе — 27,8 процента;

— уравновешенность — 26,1 процента;

— вежливость — 8,7 процента;

— гибкость — 3,5 процента;

— уверенность в себе — 3,5 процента. Только 41 процент опрошенных сотрудников полагают, что нуждаются в совершенствовании своей профессионально-психологической компетентности в плане развития навыков эффективного психологического воздействия на граждан. 19 процентов инспекторов ДПС затруднились ответить на данный вопрос. 34,8 процента опрошенных сотрудников полагают, что граждане относятся к ним отрицательно.

Таким образом, по результатам проведенного исследования, взаимовоздействие сотрудников ДПС и участников дорожного движения носит, как правило, императивный и манипулятивный характер, субъект-объектную обусловленность, связано как с нормативными предписаниями, так и с отношением к оппоненту как к средству достижения собственных целей.

Выявлены следующие психологические особенности взаимодействия сотрудников ДПС с участниками дорожного движения в ситуациях наложения административного взыскания:

— выраженный характер противоборства взаимодействия из-за наличия прежде всего таких барьеров непонимания, как мотивационные и волевые;

— присутствие дифференцированного подхода к правонарушителям, вследствие чего порождаются попытки манипулирования по отношению к сотрудникам ДПС;

— наличие взаимного недоверия друг к другу;

— правовые знания у большинства участников дорожного движения не переходят в навыки и умения безопасного вождения.

Несомненно, введение системы автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения значительно сократит количество конфликтных ситуаций при наложении административных взысканий на участников дорожного движения, а также реализует принцип равенства всех перед законом. Но в то же время полностью автоматизировать систему выявления и пресечения административных правонарушений и исключить человеческий фактор, на наш взгляд, вряд ли удастся.

Более того, по мнению А.Д. Ионовой, именно активизация личностных ресурсов приводит к большей адекватности административного ресурса конкретной ситуации, «позволяет, сохраняя формальные основания административных отношений, по возможности дифференцировать их относительно конкретных участников (субъектов)». В связи с этим проблема оптимизации взаимодействия сотрудников ДПС с участниками дорожного движения в ситуации наложения административных взысканий остается актуальной.

На сегодняшний день особенности административных взаимоотношений сотрудников ДПС с гражданами оставляют желать лучшего: «Неуважение к участникам дорожного движения, необъективность, предвзятость, а то и откровенные поборы, к сожалению, являются не исключением, а повседневной практикой».

Требует особого внимания вопрос совершенствования профессионально-психологической подготовки сотрудников ДПС, в плане развития их коммуникативной и конфликтологической компетентности: в особенности обучения их навыкам установления психологического контакта, доверительного общения, методам эффективного психологического воздействия на правосознание граждан, психологической защиты от их манипулятивного воздействия, а также умения конструктивно разрешать конфликтные ситуации с участниками дорожного движения.


Fatal error: Allowed memory size of 536870912 bytes exhausted (tried to allocate 24828472 bytes) in /home/p507070/www/qqdps.ru/wp-includes/wp-db.php on line 2794